Регистрация (прописка) граждан по месту жительства.

1 января 2008 года вступил в силу указ Президента N 413 “О совершенствовании системы учета граждан по месту жительства и месту пребывания”. Казалось бы, что это должно многое упростить, ведь больше не нужно ни выписываться с прежнего места жительства, ни изучать ворох нормативно - правовых документов, ни уж тем более искать, где прописаться, чтобы устроиться на работу (например в Минске). Только бурного восторга эта новость не вызвала не только у обычных граждан, но и у представителей соответствующих профессий. Ведь теперь вместо одной прописки, существуют целых две регистрации, а значит и проблем с оформлением последних стало в два раза больше. Так ли это? За комментариями мы обратились к заместителю директора Национального центра законопроектной деятельности при президенте РБ.

Когда?

Как уже отмечалось ранее, данный законопроект вступил в силу с 1 января 2008 года (Указ N 413). Он устанавливает единый для всей страны порядок регистрации граждан. Исполкомы при этом лишаются права на внесение своих корректив в этом порядке (ранее практически в каждом регионе существовали свои особенности оформления прописки).

Зачем?

Существовавшая система прописки, сложилась на территории бывшего СССР еще в далеком 1932 году. Время шло, и эта система перестала соответствовать основным требованиям и задачам, которые к ней предъявляются. В первую очередь, стало сложно вести учет граждан по месту жительства. Тут следует пояснить, что многие граждане были прописаны по одному адресу, а проживали и работали совершенно по-другому. По этой причине возникало множество проблем с поиском человека в той или иной ситуации. Например, найти призывника, который прописан в Бреста и вот уже 3 года как живет в Витебске, было весьма проблематично. Институт прописки до сих пор существует только в Туркменистане. Во всех развитых странах, таких как Голландия, Германия, Дания, такого понятия давно нет. Кроме этого, данная реформа уменьшает сроки оформления документов, а самое главное - отменяет ограничения на трудоустройство.

“Это единый на территории Республики Беларусь нормативно-правовой акт, который регулирует все вопросы, касающиеся прописки в нашем Государстве. Раньше эти вопросы могли регулироваться решениями исполкомов, актами Совета министров, постановлениями Министерства внутренних дел. Сейчас это не так. И я еще раз повторюсь, что на сегодняшний день нормативно-правовой акт един для всех в любом уголке нашей страны (а это лишает чиновников хорошо заработать на институте регистрации)”

Также мы получили комментарии от заместителя Департамента по гражданству и миграции:

“Прежде всего, принятие Указа N 413 все значительно упрощает при устройстве на работу. На сегодняшний день существует два вида регистрации: регистрация по месту жительства и регистрация по месту пребывания, которая оформляется сроком до одного года. По месту временного пребывания граждане имеют право беспрепятственно устраиваться на работу и заключать срочный контракт, а это значительно упрощает жизнь”.

Плюсом регистрации считается и уменьшение количества документов, которые необходимо предоставить для оформления. Так, при переезде на новое место жительства сейчас не нужно сниматься с учета. Выписка происходит автоматически при регистрации по новому месту жительства, а штамп аннулируется.

“Некоторые категории граждан (например несовершеннолетние) теперь освобождаются от уплаты госпошлин за регистрацию по месту жительства. Также существенно сокращен перечень причин, по которым Вам могут отказать в регистрации, но мы не будем углубляться в этот вопрос.”

Есть ли разница?

Так есть ли существенная разница между регистрацией и пропиской, или просто произошла замена этих понятий? Тут попробуем разобраться самостоятельно. Мнения на этот счет расходятся. Одни утверждают, что однозначно есть, по-причине упрощения системы учета граждан. Другие говорят, что такая замена абсолютно ничего не дает, а только все усугубляет:

“Да, подобный учет существует во многих странах мира, но лишь для того, чтобы планировать развитие инфраструктуры региона. В Белоруссии же это бессмысленно, и замена прописки регистрацией только добавила проблем. Так, например, сейчас существует такое понятие, как временная регистрация, а это значит, что если я буду находиться не по месту постоянной регистрации более 30-ти дней, то мне понадобится временная регистрация”

Тут позвольте отметить, что согласно статьи 23.53 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за проживание граждан без регистрации по месту жительства или по месту пребывания. Правда, это касается только тех случаев, когда регистрация по месту пребывания является обязательной. При данном правонарушении сначала Вы получите предупреждение, при совершении аналогичного правонарушения в течении года - штраф, в размере от двух до четырех базовых величин.

Разница между понятиями временная регистрация и постоянная регистрация безусловно существует. Так временная регистрация в Минске не дает прав на замену паспорта, взятие кредита, оформление автомобиля в ГАИ, или снятие его с учета, прохождение техосмотра и еще много каких запретов существует для граждан с регистрацией “по месту пребывания”. Но не об этом речь . Прописка тоже была “временная и постоянная”….Скорее всего, слово регистрация просто лучше звучит.

Заключение

Для чего вообще нужна регистрация? Этот вопрос мучает многих. Самые популярные ответы:

“я не знаю”

“надо”

“хочу встать в очередь на квартиру”

“необходима для того, чтобы устроиться на работу”

Вывод напрашивается только один: изменилось ли что – либо со вступлением  в силу Указа N 413? Скорее нет, чем да…. НО, как гласит поговорка ”закон суров, но это закон”